Аполлонов зал Эрмитажа

Гармония, лаконичность и ясность пропорций, присущие монументальным античным формам, служили ориентиром для Джакомо Кваренги, который подарил Северной столице строгий и стройный вид. Архитектор итальянского происхождения работал и над интерьерами Зимнего дворца во времена Екатерины II. Именно он создал Аполлонов зал Эрмитажа, символично расположив перед входом статую покровителя искусств.

Содержание статьи


История зала

Аполлонов зал расположен между Георгиевским залом Зимнего дворца и картинной галереей Малого Эрмитажа. Д. Кваренги воздвиг это помещение прямо на крыше существующей арки. Согласно его задумке, помещение должно было выполнять связующую функцию между двумя зданиями.

В советское время здесь выставлялось прикладное искусство Нидерландов. Сегодня пространство используется как зал для временных выставок. В частности, здесь проводят «выставки одной картины», посвященные показу лишь одного полотна из собрания другого музея. Например, в 2021 году из Лувра в Эрмитаж привезли известную работу Рафаэля «Прекрасная садовница».

В музее есть традиция: известные произведения искусства после реставрации демонстрируют именно здесь, в Аполлоновом зале. Так, например, в 2020–2021 гг. здесь выставлялись картины итальянского художника А. Бронзино «Портрет Козимо I де Медичи» и «Состязание Аполлона и Марсия». А затем полотна вернули на их постоянное место пребывания.

Зал в честь покровителя искусств

Свое название Аполлонов зал Эрмитажа получил неслучайно. Дело в том, что в одном из портиков ранее располагалась мраморная копия, снятая в XVII веке с античного оригинала статуи Аполлона. Античный бог света, предводитель муз и покровитель искусств должен был символично освещать путь из самого торжественного зала Зимнего дворца в картинные галереи Малого Эрмитажа.

Э. П. Гау, Виды залов Зимнего дворца. Аполлонов зал (картина)

Интерьер зала

Сегодня главным украшением зала являются портики с колоннами дорического ордера, расположенные на западной и восточной стенах. Через большие венецианские окна с тимпанами помещение наполняется мягким светом. Лепным орнаментом украшен фриз, идущий по периметру зала, а также потолок и падуги. Особую легкость интерьеру придает небесно-голубой цвет стен. В качестве цветового акцента помещения выступает паркет, выполненный в наборной технике.

До опустошительного пожара 1837 года в помещении был выстелен паркет с классическим рисунком. Архитектор Н.Е. Ефимов, который в команде со В.П. Стасовым работал над восстановлением интерьеров Зимнего дворца, в 1844 году заменил утраченное в пожаре дерево на паркет с богатым красочным узором и гравировкой.

По Аполлоновому залу в Эрмитаже можно изучать интерьеры в стиле классицизма — это чистый пример. Его пространство упорядочено и симметрично, выстроено в логическом порядке. В помещении использованы характерные для классицизма элементы: портики с колоннами, лепнина, окна высотой от пола до потолка — все здесь выглядит как единое целое.
Этот и другие залы Эрмитажа мы включили в наши аудиогиды.