Пушкинский музей: что посмотреть в первую очередь

Пушкинский музей, экспонаты которого известны на весь мир, является одной из главных точек на культурной карте Москвы. В стенах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина можно проследить основные этапы развития истории мирового искусства с древнейших времен до Нового времени. Экспозиция музея чрезвычайно широка: здесь представлены как слепки с античных статуй, так и полотна Ван Гога, Пикассо и Моне.

Содержание статьи


Пушкинский музей включает в себя несколько филиалов. Гости столицы, как правило, начинают знакомство с ГМИИ им. А.С. Пушкина с осмотра постоянной экспозиции Главного здания, где представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Затем устремляются в расположенную неподалеку Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, чтобы своими глазами увидеть общепризнанные шедевры импрессионистов, постимпрессионистов и представителей авангардных течений.

В статье мы рассказали, что посмотреть в Пушкинском музее, чтобы совершить путешествие вглубь времен и получить порцию вдохновения.

Что посмотреть в Главном здании Пушкинского музея?

Переступив порог Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина, посетители попадают в торжественный Греческий дворик со слепками античных статуй. Белоснежная скульптура, поражающая своей мощью и гармонией, погружает зрителя в новый контекст. Осторожно блуждая взглядом по экспозиции, зритель внезапно обнаруживает, что оказался в эпицентре античной культуры.
  • Слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона
  • Портик Кариатид храма Эрехтейон
  • Портик храма Гефеста на Афинской горе
  • Макет Афинского Акрополя
Зал Искусства древнего Ближнего Востока охватывает семь с половиной тысяч лет истории человечества. Экспозиция посвящена научным и археологическим открытиям. Узнаваемость залу обеспечивают слепки ассирийских рельефов. У входа посетителей встречают Крылатые быки с человеческими головами. Вход в зал Древнего Египта охраняет могущественный Крылатый лев.
  • Крылатые быки из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
  • Крылатый лев из дворца Ашшурнацирапала II
  • Стела со сводами законов Хаммурапи
Сложно представить более таинственную культуру, чем Древний Египет. Экспозиция, посвященная этой мистической цивилизации, переносит посетителей во времена фараонов. В экспозиции представлены древние саркофаги, статуи, рельефы, папирусы и украшения. Особый интерес представляют предметы погребального культа, а также древние мумии людей и животных. Особая атмосфера зала, которую усиливают детали интерьера, мгновенно настраивает посетителей на общение с экспонатами египетской коллекции.

Оказавшись в Итальянском дворике, зритель вступает в диалог с европейской культурой. В зале, который в свободной манере воспроизводит внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло, экспонируются слепки скульптурных работ немецких, французских и итальянских ваятелей. Центральное место занимают два конных монумента. Однако нет сомнений, что самым значимым экспонатом является статуя Давида Микеланджело.
  • Микеланджело Буонарроти. Давид
  • Донателло. Кондотьер Гаттамелата
  • Верроккьо Андреа. Кондотьер Коллеони
  • Верроккьо Андреа. Давид
  • Портал собора («Златые врата»)
Пушкинский музей славится и своим собрание живописи. В стенах Главного здания представлены работы выдающихся европейских художников Возрождения и Нового времени. Здесь можно познакомиться с полотнами Боттичелли, Тициана, Веронезе, Пуссена, Буше, Рубенса, Рембрандта и других знаменитых мастеров кисти.

Главные шедевры Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

«Девочка на шаре». Пабло Пикассо

Работы Пабло Пикассо чрезвычайно многогранны. В творчестве испанского художника можно выделить несколько этапов. Одним из них является «розовый» период, который считается переходом от «личного» творчества автора к новаторским экспериментам в искусстве. Героями полотен в это время становятся артисты цирка, с которыми художник знакомится неподалеку от Монмартра.

Одним из лучших творений «розового периода» является картина «Девочка на шаре». Пикассо изображает бродячую труппу акробатов. Они странствуют по миру, будучи изолированными от окружающих, но при этом сплоченными между собой. Так, несмотря на опустевший мир вокруг, узами крепкой дружбы объединены хрупкая девочка-эквилибристка, изящно балансирующая на шаре, с сидящим на кубе могучим атлетом. Несмотря на то, что герои противопоставлены друг другу, их фигуры олицетворяют баланс между движением и статикой, естественной грацией и нарочитой геометрией, гибкостью и силой, женским и мужским.

«Девочка на шаре»

Пабло Пикассо

«Голубые танцовщицы». Эдгар Дега

Одной из главных тем в творчестве Эдгара Дега является балет. При этом французского импрессиониста, в отличие от современников, привлекал не красочный праздник сценических выступлений, а закулисная жизнь балерин. Дега создавал зарисовки из жизни танцовщиц без излишней сентиментальности и надуманности, добиваясь впечатления подсмотренной жизни.

На картине «Голубые танцовщицы» художник изобразил четырех пластичных балерин во время репетиции или перед выходом на сцену. Благодаря выбранной композиции автор создает ощущение закольцованного танца, заставляя зрителя очерчивать глазами круг. Вполне может быть, что Дега запечатлел в движении одну и ту же балерину. Так или иначе, автору удалось погрузить зрителя в бесконечный круговорот не только танца, но и человеческой жизни.

«Голубые танцовщицы»

Эдгар Дега

Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер-Огюст Ренуар

Пьер-Огюст Ренуар питал живой интерес к человеку. Один из самых видных деятелей импрессионизма отдавал предпочтение жанровым композициям и портретам, раскрывающим характеры людей. Особой поэтичностью в его творчестве, без сомнения, обладают женские образы.

Одной из любимых моделей художника была Жанна Самари. В 1870-е годы Ренуар пишет серию портретов молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Картина, представленная в музее имени Пушкина в Москве, считается одним из наиболее ярких примеров импрессионистических работ художника. Экспонат очаровывает зрителей жизнерадостной игрой цветов – изумрудного, розового и каштанового, воздушностью, игривостью мазков и лучезарным образом модели. Художник сумел подчеркнуть лучшие черты молодой актрисы: мягкую грацию и необычайную свежесть.

Портрет актрисы Жанны Самари

Пьер-Огюст Ренуар

«Белые кувшинки». Клод Моне

Нормандская деревушка Живерни с населением чуть больше трехсот человек так и осталась бы неизвестной, если бы не приезд Клода Моне. Получив всеобщее признание, импрессионист начал приглядывать для себя обитель вдали от городской суеты. Выкупив участок с домом с розовой штукатуркой и серыми ставнями, он до конца жизни писал в нем картины, благодаря чему нормандская деревня обрела большую популярность среди поклонников живописи.

Оказавшись наедине с природой, Клод Моне стал внезапно одержим садоводством. Друзья привозили художнику саженцы и семена из разных уголков мира, а он заботливо высаживал растения в собственном саду. Кроме того, Моне осушил соседнее болото, создал на его месте сказочный пруд и устроил над ним японский мостик. Вдохновляясь собственным творением, импрессионист создал цикл «Кувшинки», в состав которого входят порядка 250 полотен. Картины из этой серии хранятся в ведущих музеях мира, будь то Музей д’Орсе в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке или Пушкинский музей в Москве. Поразительно, что большую часть полотен художник написал, когда страдал от катаракты глаза и потерял левый хрусталик.

«Белые кувшинки»

Клод Моне

«Бульвар Капуцинок в Париже». Клод Моне

Глядя на картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», можно услышать гул прохожих и шум автомобилей на знаменитой французской улице. Ощущение полного погружения возникает из-за приемов, которым следовал импрессионист. Над своей картиной он работал, словно над фотоснимком. Художник выхватил только часть бульвара. Кроме того, он обрезал фигуры мужчин, стоящих на балконе. Обрывая композицию и играя со светом и тенью, Моне удалось не только создать ощущение мгновенного взгляда, но и передать движение прохожих.

«Бульвар Капуцинок в Париже»

Клод Моне

«Красные виноградники в Арле». Винсент Ван Гог

Знаменитое полотно Винсента Ван Гога было написано в окрестностях аббатства Монмажур. Вдохновившись сбором винограда, Ван Гог создает картину, пылающую на закате. Дискообразное солнце расплавляет листву виноградников, которые, сгорая, превращаются в сине-фиолетовый пепел на ближнем плане. Фигуры арлезианок символизируют изнурительный ежедневный труд как библейское служение. Экспонат, представленный в Пушкинском музее, является одним из немногих полотен, проданных художником при жизни.

«Красные виноградники в Арле»

Винсент Ван Гог (репродукция Сычевой С).

«Красные рыбки». Анри Матисс

Работы Анри Матисса узнаваемы по завораживающей игре оттенков и оригинальным композиционным решениям. Художник предпочитал использовать для выражения эмоций не формы, а цвета. Ярким образцом такого приема является полотно «Красные рыбки» с достаточно простым сюжетом: внимание зрителей приковывает аквариум, расположенный на столике в оранжерее. Движение кружащихся в воде рыбок составляет основу всей композиции. Вслед за ними в динамику включаются и растения.

Матисс создал это полотно, вдохновившись путешествием в Марокко. Из поездки ему запомнилось, как марокканцы часами могли наблюдать за жизнью рыб в аквариумах. Этот процесс стал для мастера олицетворением медитативного состояния, которое он передал своим зрителям.

«Красные рыбки»

Анри Матисс

«Завтрак на траве». Клод Моне

Замысел «Завтрака на траве» возник у Клода Моне во время поездки в Фонтенбло. Художник собирался создавать грандиозное шестиметровое полотно для участия в Салоне 1866 года. Когда написание картины подходило к концу, мастер оказался недоволен своей работой и отказался представить ее публике. Он разрезал холст на три фрагмента, два из которых хранятся в Музее д’Орсе в Париже. Одновременно с широкоформатным полотном Моне создавал уменьшенный вариант картины, который является экспонатом Пушкинского музея.

На полотне «Завтрак на траве» художник изобразил своих друзей, собравшиеся на пикник. Однако главным героем картины здесь является солнечный свет. Мягкие лучи озаряют листья деревьев в верхней части полотна, играют на платьях дам и расстеленной на траве скатерти.

«Завтрак на траве»

Клод Моне

Читайте также: