Где погулять в Санкт-Петербурге: французские места культурной столицы

Французская культура во все времена была синонимом исключительной элегантности, шика и хорошего вкуса. Современный Петербург уже настолько стал родным, что мы перестали видеть культурные и исторические связи с европейской стороной. Предлагаем отправиться в интересные места Санкт-Петербурга для прогулок, в которых считывается дух Франции.


Французская община в Петербурге

История переселения французов в Петербург началась сразу после основания города. Петр I, желая придать российской столице европейский облик, стал активно приглашать французских специалистов в город на Неве. Архитекторы, инженеры, художники, ремесленники и другие деятели искусства селились отдельной общиной на Васильевском острове, который в будущем даже прозвали «кварталом французов по их прибытии в Петербург». В числе приглашенных специалистов был и знаменитый французский зодчий Жан-Батист Леблон, которого Петр I назначил главным архитектором города.

Одна из наших экскурсий начинается именно на Васильевском острове. С этим аудиогидом вы прогуляетесь по классическому Санкт-Петербургу: прекрасные виды, символичные места и узнаваемые достопримечательности города.



Вид на Васильевский остров с Невы

С приходом к власти Екатерины II культурная жизнь империи стала развиваться в русле идей французского Просвещения. Западная культура, образ жизни и мода казались русским аристократам того времени особенно манящими. Образованные слои общества читали новинки французской литературы, посещали модные парижские салоны, осваивали хорошие манеры, стремились сделать свой быт более утонченным, примеряли французские наряды. Так как французский язык выполнял роль международного языка знати, модным стало нанимать в частные дома французских гувернеров или гувернанток. Все это позволяло русскому человеку чувствовать свою принадлежность к европейской цивилизации.
Вторая волна эмиграции началась после Французской революции. Тогда в Петербург приехало около полутора тысяч французов. К концу XVIII века французы стали селиться в Казанской, Адмиралтейской и Спасской частях города. Здесь они занимались предпринимательской деятельностью: открывали магазины рестораны, парикмахерские и мастерские по пошиву одежды. В Петербурге высоко ценились французские повара, парикмахеры, дантисты, часовщики, ювелиры, портные, модистки, а также учителя музыки, танцев и фехтования. Французы достаточно быстро ассимилировались, перенимая местные традиции. Они вступали в смешанные браки и давали своим детям русские имена.

Старинные парадные тех эпох, малоизвестные атмосферные дворики с духом Франции, особняки и другие места Питера, которые не включены в традиционные экскурсии, мы собрали в аудиогиде «Неформальные достопримечательности: от Адмиралтейской к Новой Голландии».



Локация с экскурсии «Неформальные достопримечательности: от Адмиралтейской к Новой Голландии»

К 1830 году французская диаспора насчитывала 4 000 человек. Тем не менее, когда отношения между странами стали накаляться, часть французов была депортирована на родину. После русской революции для французов наступили особенно тяжелые времена: часть из них репрессировали, другим удалось бежать. В эпоху Советского Союза французская община в Ленинграде составляла всего несколько десятков человек. Лишь после распада СССР в город снова стали прибывать французские предприниматели. Сегодня в Петербурге проживает около 400 французов.

Летний сад

Петр I проявлял большой интерес ко всем европейским новшествам. Во время поездки во Францию император был так очарован Версалем, что решил создать похожий парк в своей летней резиденции. Так в 1704 году он начал собственноручно разрабатывать план сада при Летнем дворце. На первоначальном этапе Петр I привлек к строительству архитектора И.М. Угрюмова. В 1616 году знаменитый французский мастер садово-парковой архитектуры Ж.-Б. Леблон начал выстраивать композицию Летнего сада, руководствуясь европейскими стандартами. Именно Леблон активно способствовал переносу французских художественных моделей на российскую почву.
Старейший парк города, расположенный на месте слияния Фонтанки с Невой, обладал всеми характеристиками французского регулярного сада: геометрически правильной планировкой, ярко выраженной симметричностью и регулярностью композиции, наличием центральной оси, ухоженных зеленых растений и воды. Все это создавало ощущение гармонии и впечатление бесконечности пейзажа. Лучевыми и поперечными аллеями сад делился на боскеты — площадки, окруженные стенами из подстриженных растений.

В имперские времена Летний Сад был местом проведения ассамблей, балов и фейерверков, на которые можно было попасть лишь по приглашению государя. Сегодня памятник садово-паркового искусства является одним из самых красивых мест Санкт-Петербурга для прогулки горожан.

Троицкий мост

История строительства Троицкого моста также неразрывно связана с Францией. В 1892 году Петербургская городская Дума объявила о международном конкурсе проектов на возведение постоянного моста, который соединил бы Петроградскую сторону с центром. Фирма знаменитого французского инженера Гюстава Эйфеля, воздвигшего главный символ Парижа, представила проект арочного моста и получила за него главный приз. Несмотря на это, вне конкурса был подан проект французской фирмы «Батиньоль», который в большей степени заинтересовал представителей власти. В 1897 году компании поручили осуществить задуманное.

Троицкий мост

Первый камень будущего моста был заложен в присутствии Николая II и президента Французской Республики Феликса Фора. Присутствие последнего было символичным, ведь годом ранее российский император лично присутствовал на закладке моста Александра III в Париже. Поэтому обе достопримечательности считаются побратимами.

Главный штаб Эрмитажа

Эрмитажное собрание французской живописи дает представление об основных этапах развития искусства Франции. Коллекция рубежа XIX–XX веков, представленная в Главном штабе Эрмитажа, по праву считается одной из лучших в мире. Именно здесь представлены работы выдающихся импрессионистов К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсаро и А. Сислея, картины постимпрессионистов П. Сезанна и П. Гогена. Если вы будете думать о том, где погулять в Санкт-Петербурге, смело заглядывайте в Главный штаб, ведь именно здесь можно познакомиться с мировыми шедеврами искусства.

Здание Главного штаба Эрмитажа


В аудиогиде «Главный штаб Эрмитажа: импрессионисты и постимпрессионисты» собран полный гайд с погружением исключительно в эту сторону искусства.


Храм Лурдской Божией Матери

Католическая церковь, расположенная в Литейном округе Санкт-Петербурга, является знаковой для французской общины, ведь ее стены были возведены на личные пожертвования прихожан. К началу XX века в Петербурге было около 3 700 французов-католиков, и все они посещали Храм св. Екатерины Александринской на Невском проспекте. Во французском посольстве уже в 1860-е годы возник замысел создания отдельного приходского храма, но разрешение на его строительство послу Франции графу Монтебелло удалось получить лишь к началу XX века.

Проект каменного здания церкви разрабатывал Леонтий Николаевич Бенуа, сына известного петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Леонтьевича Бенуа. Сегодня храм в романском стиле с использованием элементов модерна является одним из символов веротерпимости и взаимодействия культур.

Универмаг «Au Pont Rouge»
(«У Красного Моста»)

Веяния французской моды привнесли в Российскую империю не только манеру одеваться, но и новый тип торговых зданий — универсальный магазин. Это многоэтажные сооружения с широкими световыми холлами. Во Франции универмаги появились в 1860-1870-е годы, а в Россию пришли лишь в начале XX века.

Первый в Петербурге универсальный магазин открыл свои двери в 1907 году в одном из самых красивых мест для прогулок — на угловом участке при пересечении реки Мойки и многолюдной Гороховой улицы. Расположение торгового дома имело большое значение для его основателей — успешного бельгийско-австрийского предпринимателя Стефана Эсдерса и его племянника Карлу Схейфальсу. Европейские универмаги Эсдерса, созданные в форме неправильной трапеции, всегда располагались на углах улиц, причем длина одного лицевого фасада была больше другой. Такое расположение позволяло создать полномасштабные витрины для демонстрации одежды, включить интерьер магазина в активный диалог с городской средой. Кроме того, торговые помещения наполнялись дневным светом через стекло.

Универмаг «Au Pont Rouge»

Проектированием и строительством петербургского универмага занимались архитекторы К.Н. до Рошефор и В.А. Липский. Многие идеи, в том числе массивную металлическую конструкцию и железо-стеклянную башню с тонким шпилем, они позаимствовали у недавно открывшегося здания «Зингер и Ко» на Невском проспекте. Архитекторам удалось создать здание в стиле модерн, которое без стеснения приковывало к себе внимание прохожих, тем самым свидетельствуя о высоких амбициях владельцев магазина.

В жизни петербуржцев магазин «С. Эсдерс и К. Схейфальс» сыграл роль центра новейшей европейской моды. Здесь одевалась вся интеллигенция, среди клиентов магазина были и члены императорской семьи. Покупателям предлагался большой ассортимент вещей: от перчаток до изысканных манто. Примечательно, что архитекторы уже тогда предусмотрели специальные рекламные места для перечисления предлагаемых товаров. И даже сегодня здесь можно увидеть русские надписи, продублированные на французский.

Французский институт

Распространению французского языка и культуры в современной России способствует Французский институт, основанный в 1911 году Полем Думером. Организация знакомит петербуржцев с культурой современной Франции. Местные проекты развивают научно-образовательные, интеллектуальные и художественные контакты двух стран.

Сегодня Французский институт находится в доме 12 по Невскому проспекту, недалеко от станции метро «Адмиралтейская». В этом здании в 1885 году родился французский режиссер и актер Саша Гитри, крестным отцом которого был Александр III.
В историю Санкт-Петербурга вписано много французских имен: архитекторов, инженеров, художников. Однако французское влияние считывается не только в архитектуре города. Французская культура оказала значительное влияние на моду, манеры, образ жизни и общественную мысль петербуржцев. И ни одна другая культура, пожалуй, не манила русских дворян так сильно, как эта.

Читайте также: