История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

По залам Эрмитажа проходит 4.5 миллиона человек в год, которые приезжают со всего мира, чтобы увидеть уникальную коллекцию живописи и скульптуры. Музей ставят в один ряд с французским Лувром и американским Метрополитеном. Но как же появилась на свет эта коллекция Петербурга? В этой статье погружаемся в историю музея Эрмитажа!

Содержание статьи


Как возникла идея создания Эрмитажа?

Всё началось во времена строительства Зимнего дворца в Петербурге по приказу Елизаветы Петровны в середине XVIII века. Над внутренним и внешним видом дворца трудился архитектор Франческо Растрелли целых 8 лет, начиная с 1754 года. Согласно первоначальному проекту, сооружение было выполнено в стиле барокко, но вскоре основная часть интерьеров была изменена в соответствии с классицизмом.

Строительство Зимнего дворца было завершено незадолго до вступления Екатерины II на престол. История Эрмитажа началась с пришедшей к власти императрицы, которая решила построить рядом с царской резиденции небольшой особняк, где можно было бы скрыться от глаз придворных. Отсюда и говорящее название «Эрмитаж», которое в переводе с французского означает «место уединения».

Так выглядел Зимний дворец в середине XVIII века. Воссоздано по рисунку М.И. Махаева

Проект особняка был разработан французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламонтом. После окончания строительства в 1775 году, дом стал использоваться по назначению – в нём проводили чаепития, театральные постановки и поэтические вечера. Такой досуг Екатерина II называла «малыми эрмитажными собраниями».

На создание самого масштабного выставочного комплекса в Европе Екатерину вдохновили шедевры живописи на стенах особняка. Императрица издала указ, согласно которому специально обученные люди путешествовали за границу в поисках шедевров мирового значения. Первыми экспонатами музея стали 225 полотен голландских, фламандских и итальянских мастеров, приобретённые у немецкого купца в 1775 году. Так и началась история создания Эрмитажа.

История строительства Эрмитажа

Ансамбль Эрмитажа, который мы видим сегодня, строился постепенно. После возведения особняка по распоряжению императрицы был построен Эрмитажный театр, а затем корпус, который соединялся с домом для уединения Екатерины II галереей висячих садов – сегодня этот комплекс известен под названием «Малый Эрмитаж».
Коллекция продолжала разрастаться – книги и экспонаты перестали помещаться в старых сооружениях. Тогда и было принято решение о строительстве здания главного корпуса Большого Эрмитажа, который расположился на берегу Невы.

Как создавалась императорская коллекция?

Указ о приобретении шедевров мирового значения стал приносить результаты – в Россию привозили всё больше исключительных экспонатов. Переломным моментом в истории Эрмитажа стало приобретение личной коллекции барона Кроза – 600 картин, среди которых работы Рафаэля, Рембрандта, Рубенса и Тициана. С этого момента Эрмитаж Екатерины II перестал быть приватными.
Помимо картин императорскую коллекцию стали пополнять скульптурами, античными реликвиями, старинными монетами и медалями. К этому моменту Эрмитаж насчитывал уже более 2000 тысяч полотен.

Императрица Екатерина II была крайне увлечена искусством, поэтому желала иметь в своей коллекции самые лучшие произведения искусства. Особый интерес у неё вызывала знаменитая «Лоджия Рафаэля» в Ватикане. Императрица задалась целью воссоздать копию галереи в Эрмитаже – с благословения Папы Римского в Ватикан отправились лучшие русские мастера, которые до мельчайших деталей изучили мозаику, чтобы воссоздать ее на родине. Полюбоваться на результат работ можно в зале №227 Большого Эрмитажа.

Лоджия Рафаэля в современном Эрмитаже

Государственный масштаб Эрмитажа

Императорская коллекция пополнялась так стремительно, что проект стал набирать обороты государственного масштаба – формировался музейный комплекс. В какой-то момент экспонатов стало настолько много, что их стали размещать в загородных императорских резиденциях. К середине XIX века коллекция стала национальным достоянием всей России.

Вскоре было принято решение предоставить доступ к экспозиции для некоторых представителей общественности – попасть в Эрмитаж можно было по специальному разрешению.
Во время правления Николая I был выпущен указ об открытии публичного «Императорского музей Эрмитаж». В честь такого случая состоялся банкет на 600 человек с театральным выступлением в стенах Эрмитажного театра.

Эрмитаж сегодня

После революции 1917 года частные художественные собрания были национализированы, что привело к увеличению коллекции Эрмитажа в 4 раза. Сегодня в стенах Эрмитажа находится более 3 миллионов экспонатов. Сейчас в музейный комплекс также входит здание Зимнего дворца.

Зимний дворец. Наши дни

Комплексы современного Эрмитажа

Сегодня в комплекс государственного Эрмитажа входит несколько объектов, 6 из которых находятся на Дворцовой набережной – Зимний дворец, Эрмитажный театр, Большой Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Запасной дом Зимнего дворца. А теперь поговорим о каждом из них по порядку.

Зимний дворец

Сейчас на первом этаже резиденции императоров находятся археологические экспонаты, предметы искусства древних народов и искусные коллекции Ближнего Востока. На втором этаже вы можете познакомиться с галереей Романовых, дворянскими интерьерами и потрясающим Александровским залом. На третьем этаже вас ждет погружение в культуру стран Ближнего Востока, Индии, Китая, Японии и Византии.

Иорданская лестница. Парадная лестница Зимнего дворца

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр находится на месте Зимнего дворца Петра I, фундамент которого и послужил основой для культурного объекта. Сейчас в театре находится небольшая выставка – здесь можно познакомиться с кабинетом, столовой и личными вещами Петра I.

Большой Эрмитаж

Сегодня Большой Эрмитаж носит новое название – Старый Эрмитаж. Такие изменения связаны с возведением Нового Эрмитажа. В этом корпусе находится самая ценная часть коллекции – «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» и «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана Вечеллио. Помимо этих шедевров в залах Большого Эрмитажа представлены работы итальянских художников XIII-XVII века.

Новый Эрмитаж

Здание Нового Эрмитажа было построено специально для действующих выставок и экспозиций. На первом этаже представлены произведения античного искусства – Древняя Греция и Древний Рим. Особое внимание рекомендуем уделить статуи Венеры в павильоне Диониса – она была привезена из Рима в подарок Петру I. На втором этаже представлены жемчужины музейного комплекса – работы Рафаэля, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта. Здесь же находится самый посещаемый зал Эрмитажа - Рыцарский.

Экспонаты Рыцарского зала

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж славится знаменитыми часами «Павлин», представленными в Павильонном зале. Князь Григорий Потёмкин привёз эту реликвию в подарок императрице Екатерине II прямиком из Великобритании. Помимо часов, в этом здании представлена живопись Германии и Голландии, а также экспонаты Античного мира.

Запасной дом Зимнего дворца

Это часть Эрмитажа не является публичной, но выполняет не менее важную роль в мире искусства. Сегодня в здании находится научный комплекс, который занимается исследованием скульптур, картин и других экспонатов. Местные специалисты занимаются здесь реставрацией произведений искусства. Любопытно, что в запасном доме Зимнего дворца расположена единственная в мире лаборатория, в которой восстановлению подвергаются полотна с восточной живописью.

Интересные факты

  • Сегодня Эрмитаж является самой большой картинной галереей в мире.
  • Общая протяженность залов в Эрмитаже составляет 24 километра.
  • В Эрмитаже представлено более 3 миллионов экспонатов, а, чтобы посмотреть каждый из них хотя бы по 1 минуте, понадобится более 10 лет.
  • В штате Эрмитажа есть очень важная и почитаемая должность – эрмитажный кот. Ещё во времена Елизаветы Петровны Зимний дворец заселили котами, которые помогали избавляться от мышей в подвалах. Постепенно усатые помощники заполонили все здания Эрмитажа, и сегодня они официально оформлены в штате музея.
  • Во времена, когда в Эрмитаж можно было попасть исключительно по пропускам, даже Александр Пушкин смог посетить в музей только по личной рекомендации Жуковского, который являлся наставником сына императора. Поэт был невероятно счастлив и радовался подобно ребёнку, когда получил долгожданный абонемент.
  • За свою историю Эрмитаж успел побывать красными, розовыми и даже желтыми. Привычный зеленый цвет здания музея обрели после Второй Мировой войны.
  • Раньше между Малым Эрмитажем и Зимним дворцом располагался личный гараж Николая II, где император проводил время ухаживая за своей коллекцией машин. После революции автомобили были украдены и, к сожалению, ничего не сохранилось.

Читайте также: