Лионский зал Екатерининского дворца: фото, экспонаты, история
Лионский зал Екатерининского дворца: фото, экспонаты, история
Это один из известнейших залов дворца. Свое название он получил благодаря своим шелковым обоям, созданным на лионской мануфактуре во Франции. Весной 2021 года зал отреставрировали и открыли для посетителей. О том, чем знаменита комната и что здесь можно найти, написали ниже.
Лионский зал Екатерининского дворца в свое время являлся частью личных апартаментов Екатерины II.
Это единственная комната в мире, для отделки которой использовалось такое количество лазурита: 2,5 тонн! Примерно столько же весят два легковых автомобиля.
Знаменитый паркет зала был вывезен в Германию в военные годы. Но спустя всего несколько лет советский искусствовед нашел его и вернул обратно.
На лионском заводе, некогда создавшим знаменитые обои, сохранились исходники для ткацкой мануфактуры. Благодаря этому настенные покрытия удалось восстановить в точности.
Зал переходил во владения супруги Александра II, немецкой принцессы. В то время она повелела снять золотые обои и оклеить стены ярко-малиновым шелком. В таком виде комната просуществовала четверть века.
Луиджи Премацци «Лионский зал», 1878 год, акварель
До современности дошла картина, где Луиджи Премацци в точности запечатлел образ Лионского зала. Это было в 1860-х, когда после малиновых стен в комнате поклеили изначальный вариант обоев — золотой. Благодаря этому полотну реставраторам современности удалось восстановить зал в точности таким, каким он был в середине XIX века.
Знаменитый наборный паркет
Единственное, что сохранилось в зале в первозданном виде — это паркет, составленный из 12 пород древесины. Его изготовили в промежутке между 1782 и 1784 годами в столярной мастерской мастера мебельной мануфактуры Иоганна Кимеля.
Здесь и пальма, и палисандр, и черное дерево, и розовое дерево, и амарант, и граб, и клен. А композицию из древесных пластин украшает перламутровое покрытие.
В 1860-х годах в зале появились бронзовые предметы интерьера. Чтобы защитить пол от царапин, на всю площадь комнаты застелили ковер.
В военные годы Лионский зал был разграблен фашистами, как и большая часть комнат дворца. Знаменитый паркет комнаты был найден случайно - советский искусствовед узнал его во время посещения Берлина в 1947 году. После чего напольное покрытие вернули на свое место.
Чтобы паркет не выгорал на солнце, для него были пошиты плотные покрывала. В то время, когда императорская семья выезжала из резиденции, ими застилали пол.
Лионские обои
На шелковом полотне вытканы рисунки лебедей, павлинов, фазанов. Сохранившиеся документы о неоднократной их реставрации подтверждают, что обои несколько раз обновлялись. Первая замена производилась спустя 20 лет, тогда стены стали персикового цвета.
В 1841 году в зале активно ведется ремонт из-за его передачи во владения новоиспеченной супруги Александра II, Марии Александровны. Это была немецкая принцесса, взявшая себе русское имя. На ее взгляд стены Лионской комнаты нуждались в малиновых обоях. Для этих целей в Санкт-Петербурге был приобретен яркий шелк с цветочным декором в виде полос. Спустя 25 лет стены снова стали отливать золотыми красками — шелк заменили.
Во времена Великой Отечественной войны Лионский зал сильно пострадал: его отделка, мебель, вещи были вывезены за пределы страны. А знаменитые обои, давшие название комнате, были и вовсе уничтожены.
Спустя время удалось найти ту самую мануфактуру в Лионе, которая создавала обои для императорского двора. По счастливой случайности в ее архивах были найдены исходные материалы и книги заказов, по которым получилось воспроизвести обои в точности, как когда-то их делали здесь по заказу из Царского села.
Лазуритовые панели
Ярко-синие панели, которые использованы в отделке стен, наличников и некоторых объектов в зале — это и есть тот самый лазурит. В те годы он импортировался из Афганистана, а его ценность равнялась серебру. Но кто, как не императорская семья, мог себе позволить украсить целый зал столь дорогостоящим камнем?!
Для декора зала были заранее заготовлены лазуритовые пластины, которыми оклеивали каменную основу. Такую технику в дальнейшем прозвали «русской мозаикой».