Малахитовый зал Эрмитажа

Малахитовый зал Эрмитажа — является воплощением одного из самых торжественных и праздничных интерьеров Зимнего дворца. Это парадное помещение похоже на драгоценную шкатулку с малахитом, белым мрамором и обильной позолотой. Сказочный архитектурный образ зала был создан в 1838–1839 годах по проекту А. П. Брюллова на месте Яшмовой гостиной, которая была утрачена в результате пожара 1837 года.

Содержание статьи


О парадных гостиных в пространстве дворца

В свое время Малахитовая гостиная выполняла роль «пограничного» помещения между личными покоями императрицы Александры Федоровны, супруги российского императора Николая I, и парадными залами дворца. Здесь когда-то собирались члены императорской семьи перед праздничными выходами в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал.

Большую Приемную Александры Федоровны, как и основную часть парадных помещений, после пожара 1837 года воссоздали в прежнем виде. Однако это касалось, прежде всего, композиционного решения залов, а в декоративное убранство парадной по решению Николая I был добавлен малахит.

Уральский малахит в Зимнем дворце

Полудрагоценный камень выбрали неслучайно. До этого камень считался редким, и его использовали исключительно для изготовления настольных украшений, письменных приборов, ваз и табакерок. А в начале 1830-х годов в одном из рудников империи были обнаружены огромные залежи малахита. Так у страны появился доступ к огромному запасу редкого полудрагоценного камня. Конечно же, императорская семья не смогла отказать себе в таком шике.

В работе с камнем мастера встретились с одной сложностью. Из-за природного строения материала крупные изделия из монолита не получались, поэтому пришлось работать в трудоемкой технике «русской мозаики». Тонкие малахитовые пластины толщиной в несколько миллиметров наклеивались на основу, линии стыков заполнялись малахитовым порошком, после чего поверхность шлифовалась. Такая техника позволила создать удивительные рисунки: имитацию струящейся ленты или разрез древесного ствола.

Для облицовки Малахитового зала у Демидовых (владельцев рудника) было заказано более двух тысяч килограммов полудрагоценного камня. Уральским минералом были облицованы колонны, пилястры и камины. Акцентные зеленые элементы, выделяющиеся на фоне стен из белого искусственного мрамора, А. П. Брюллов дополнил зеркальными сводами с позолоченными орнаментальными мотивами. Из-за обилия этой позолоты зал даже иногда называли Золотой гостиной императрицы.

Акварельный рисунок Малахитовой гостиной. К. А. Ухтомский, 1865 год

На одной из стен Малахитового зала в процессе реконструкции воссоздали роспись Антонио Виги, которую повредил все тот же пожар. В то время итальянский художник уже был в преклонном возрасте, но несмотря на это все же взялся за возрождение своего творения: трех живописных женских фигур, олицетворяющих День, Поэзию и Ночь. Во времена реконструкции в Малахитовый зал Эрмитажа вернулась и спасенная во время пожара мебель, выполненная для Яшмовой гостиной П. Гамбсом.

Сохранив композиционное решение Яшмовой гостиной и изменив отдельные декоративные элементы, А. П. Брюллову удалось наделить интерьер особой художественной ценностью, подарить ему новое звучание. И в наше время Малахитовая гостиная влечет посетителей Эрмитажа игрой магического камня Уральских гор, сложным орнаментальным рисунком позолоченной лепки свода, торжественным великолепием живописных фигур, а также особой атмосферой, в которой оживает императорская эпоха.
Узнайте больше об экспонатах Эрмитажа из наших аудиогидов.