Полный список залов Екатерининского дворца

Когда-то по местным паркетам ступала нога Екатерины I, Екатерины Великой, Елизаветы Петровны и других представителей родословной Романовых. А сегодня здесь можете побывать и вы. Один из крупнейших дворцов Северной столицы состоит из двух этажей. На первом этаже находится вестибюль для посетителей, а роскошные покои, столовые, кабинеты и другие комнаты расположены на втором. В этой статье мы перечислили все залы Екатерининского дворца, которые можно посетить туристу.
Устроены залы Екатерининского дворца в Царском Селе по принципу уединения. Чем ближе комната к центральной лестнице, тем больше людей туда допускалось. Поэтому в центре находятся приемные, обеденные залы для гостей, бальные комнаты. И наоборот: самые отдаленные от центра комнаты — это опочивальни и личные кабинеты.

Содержание статьи


Парадная лестница

Залы Екатерининского дворца делятся парадной лестницей на две равные части. Это ослепительно-белое помещение с такими же белыми греческими скульптурами и лепниной на стенах. Торжественность сюда вносят алые ковровые дорожки и шторы. Здесь же размещены полотна итальянского живописца К. Маратти, П. Либери, а также неизвестного итальянского художника. Все картины были привезены сюда после военного времени, так как прошлые картины были уничтожены пожаров во дворце.

Выставочные комнаты

Сразу же после парадной лестницы вы окажетесь в выставочных комнатах: из здесь две. Ранее в этих стенах была буфетная, в которой хранилось императорское столовое серебро и другая посуда, которой сервировали стол для хозяев дворца.
В самом центре первой комнаты представлен макет Большого Екатерининского дворца. Ее создали в 1744 году. А во втором зале вы познакомитесь с этапами строительства и обустройства императорской резиденции.

Большой зал

Большой зал сегодня пуст, но это не умаляет его прикрас. Комната буквально усеяна огромными окнами, золотой воздушной лепниной на стенах. В свое время эту комнату называли Светлой галереей — здесь кружили балы, устраивали торжественные приемы и парадные обеды.

Потолок зала является тройной аллегорией: России, мира и победы. В военные годы его разрушили, но потолочная картина сохранилась. Как? Просто на тот момент она находилась совсем в другом дворце. Об этом мы рассказали в отдельной статье о Большом зале.

Большой зал

Антикамеры

Это комната ожидания того времени. Когда гости собирались на приемы императрицы, которые проводились в Большом зале, их просили ожидать приглашения в Антикамере. В современном Екатерининском дворце таких залов целых три: и идут они одна за другой. Первая комната в свое время стала сценой для оперы «Летрокер», которую поставили придворные для хозяйки дворца. А в третьей тогда играли в только начавший входить в моду бильярд.

Екатерина играла здесь в особый вид бильярда под названием «алагер». В игре использовалось два шара, а игроков могло быть более двух.

Выставка парадной одежды в Антикамере дворца

Арабесковый зал

В послевоенное время его воссоздали одним из первых. Изначально на месте современного Арабескового зала располагалась четвертая антикамера, но позднее здание поделили на две части, в одной из которых и обустроили современную бело-голубую приемную, украшенную золотой лепниной и впечатляющим ковром царских размахов.

Кавалерская столовая

Небольшое помещение относительно остальных во дворце, которое было визуально увеличено за счет большого количества зеркал и ложных окон. Сегодня стены Кавалерской столовой украшает золотая лепнина, которая была здесь задумана изначально. Но в 1860 году в зале проходил ремонт и лепнина была перекрашена в серый, а название зала заменили на Серебряную столовую. Во время реконструкции комнат было принято решение воссоздать ее первоначальный вид.

Лионский зал

Он был создан в период между 1871 и 1783 годами. До этого в помещении располагалась пятая антикамера дворца. В отделке Лионского зала использован синий полудрагоценный камень лазурит, который наносился на стены тонкими заранее заготовленными пластинами. На полу уложен наборный паркет из 5 видов ценных пород дерева, а для декора такой напольной мозаики использовался перламутр. На этом зале осмотр правого крыла Екатерининского дворца заканчивается.

Луиджи Померацци «Лионский зал», 1878 год

Белая парадная столовая

Этот зал и дальнейшие находятся слева от Парадной лестницы. В свое время здесь обедала и ужинала императрица в узком кругу самых доверенных лиц. В зале воссоздан интерьер той эпохи. Кстати, среди репродукций мебели встречаются и подлинные образцы, которые застали саму хозяйку дворца.

Малиновая и Зеленая столбовые

В этих залах Растрелли придумал кое-что новенькое. Стены покрыл белым текстилем с тканым рисунком (штофом), а поверх них прикрепил стеклянные пластины, под которыми спрятал цветную фольгу. В одном из залов фольга использовалась малинового цвета, а в другом — зеленого. Отсюда и названия комнат.

Портретный зал

Ранее здесь размещались портреты императорской семьи в парадном убранстве. Так сохранилось и по сей день, правда старые полотна не сохранились. Сегодня стены Портретного зала украшают картины с изображениями обеих Екатерин, а также сестры Петра Великого (Натальи Алексеевны). А на потолке красуется живописный плафон «Олимп».

Янтарная комната

Это известнейшая комната дворца: ее стены буквально усыпаны янтарем. На самом деле до отделки стен янтарь был закреплен на отдельных панелях, которые уже после крепились к стене. По одной из легенд панели были создавались резиденции прусской королевы, но так и не были установлены в ее дворце, а после были подарены Петру I.

Картинный зал

Это парадный зал, в котором принимались высокопоставленные гости дворца. Его особенность в том, что стены здесь плотно усыпаны мозаикой из картин. Дело в том, что в прошлые эпохи полотна не были чем-то ценным. А поэтому их могли варварски обрезать, если они не вмещались в план «мозаики».
В годы войны зал выгорел, но некоторые картины успели спасти. Поэтому сегодня здесь можно увидеть воочию те самые полотна из личной коллекции Екатерины.

Малая Белая столовая

С этого зала начинается часть личных покоев Елизаветы Петровны, а затем и Екатерины Великой. Здесь хранятся золоченые кресла, подлинники, дошедшие до нас с самого XVIII века. А также стол-бюро, созданный в конце того же века. На его фасаде изображен Кремль. Есть версия, что это связано с закладкой Кремлевского дворца, так как в то время Екатерина II была увлечена идеей нового московского строения. Также на поверхности стола сохранились изображения двух павильонов Царского села: Охотничьего и Эрмитажа.

Китайская гостиная

Эта комната относилась к личным покоям Александра I. Ее особенностью были акварельные деревья, которыми усеяны все шелковые стены гостиной. Современный вид комнаты воссоздан полностью, правда, вместо шелка использовали штоф. Вся живопись той эпохи и личные вещи императора сохранились: удалось вовремя эвакуировать из дворца во времена войны. Сегодня они возвращены на место и лежат там, где когда-то их разместил Александр I.

Буфетная

Изначально здесь стояла перегородка, которая делила зал на две части: в одной потчевали гостей, а в другой был служебный буфет. Мебель, которая сегодня размещена в Буфетной, была создана 3 века назад, в годы, когда по дворцу ступала нога императорского рода Романовых.

Комната перед чугунной лестницей

Бывшая уборная Елизаветы, которая позднее была разделена на два помещения (из-за строительства лестницы). Сегодня же это помещение является крайним в парадной анфиладе Екатерининского дворца. Переходим далее.

Овальная передняя

Это проходное помещение овальной формы, которое соединяет личные покои Александра I и княгини Марии Федоровны. Комната ведет к чугунной винтовой лестнице, по которой можно было попасть в покои императора из комнаты на третьем этаже, в которой жил его домашний слуга.

Сводчатая проходная

Второе ее название — Арковая комната. Она служила переходящим залом в Парадный кабинет императора Александра I. Это небольшое, но светлое помещение с полностью воссозданными интерьерами того времени.

Малая проходная

Одни из сохранившихся покоев еще с довоенных лет: их интерьеры не так сильно пострадали, как интерьеры соседних комнат. Сегодня здесь висит натюрморт с тюльпанами неизвестного художника времен Екатерины Великой, а также книжный шкаф начала прошлого века.

Парадный кабинет Александра I

Его еще называют Мраморным за обилие бирюзового камня и того же цвета в интерьере. Здесь проводились важные официальные приемы, во время которых император восседал за письменным столом. Здесь же хранится ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе, старинные часы с бронзовой фигурой Юлия Цезаря, а на столе хранятся личные вещи императора из уральского малахита.

Официантская

Служебная комната сразу выдает свое назначение — ее интерьеры строгие и простые по сравнению с парадными залами дворца. Сегодня здесь хранится мебель времен правления Екатерины II

Зеленая столовая

Еще одна столовая дворца, которая выделяется среди комнат с белыми стенами. Здесь стены выкрашены в приятный зеленый и усыпаны белой лепниной с древнегреческими мотивами. С Зеленой столовой начинаются личные покои, созданные для Павла I и его супруги Натальи Алексеевны.

Парадная голубая гостиная

Одно из самых нарядных и ярких помещений дворца. Его стены обиты расписным шелком. В интерьер гостиной представлена оригинальная мебель, созданная в 80-х годах XVIII века. В годы войны часть мебели удалось спасти, а другую искали и возвращали из Кенигсберга, куда ее вывезли немецкие воска. Оригинальные здесь и некоторые из медальонов, каминные решетки и украшения перед ними.

Китайская голубая гостиная

Из прошлого помещения можно попасть сразу сюда, в Китайскую голубую гостиную. Это еще один зал из общего числа залов личных императорских покоев. В наборном паркете здесь изображен китайский зонтик, а на стенах — светлоголубой китайский шелк. Создатель комнаты, Ч. Камерон, привнес в восточные мотивы зала и немного античности: на камине разместил Амура и других персонажей из мифологии.

Предхорная

Название зала произошло от его соседства с хоровым залом. Когда-то здесь слышалось пение хора Дворцовой церкви. В конце XVIII века помещение было поделено на две части, одна из которых служила той самой Предхорной, а вторая — уборной князя Павла. Окна, выходящие на церковь, в то время были заложены. Позднее, в промежуток между 1844 и 1845 годами, оба зала объединили в один: таким он дошел и до наших дней.

Дворцовая церковь

Это придворная церковь, которая была заложена при Елизавете Петровне. Спустя 11 лет она была освящена, из-за чего датой рождения дворцового храма считается 1756 год, а не 1745, когда она была создана фактически.

В военные времена Дворцовая церковь лишилась 111 образов, осталось только три. Большую часть зала пришлось восстанавливать с нуля. Сегодня вы здесь увидите точные копии, созданные небезызвестными мастерами реставрационного дела.

Малая проходная

Из Предхорной посетитель попадает в Малую проходную, которая дошла до нас в более-менее сохранном виде. В военные годы ее интерьеры пострадали не так сильно, как соседние залы. Кстати, изначально убранство Малой проходной было несколько скромнее, но по приказу Екатерины Великой это было исправлено. Императрица занималась переустройством части дворца для своего сына Павла с его супругой: поэтому многие залы из личных покоев были доработаны в екатерининский период.

Камер-юнгферская

Камер-юнгферой назывались прислуги высокопоставленных дам, которые помогали последним одеваться. Для этого процесса во дворцах существовали отдельные комнаты, их еще называли «дежурной девушки».
Камер-юнгферская Екатерининского дворца в современное время — это небольшой зал с интерьерами прошлых эпох. Какая же гардеробная без зеркала?

Конечно же, во дворцовой комнате и зеркало будет королевское. Это зеркало-псише (на вращающемся механизме), окутанное каркасом из красного дерева. А еще здесь выставлены ценные фарфоровые вазы и гравюры, созданные в эпоху Екатерины.

Опочивальня

Спальная комната для двух княгинь, которые жили здесь поочередно: супруги князя Павла. Вам здесь сразу же применяются тонкие частые колонны из белого фаянса и помпейские росписи, которыми украшены стены. Последний декор появился здесь во времена второй супруги Павла, Марии. В зале по сей день хранится туалетный столик из наборного дерева, созданный по заказу Елизаветы. А также металлический столик и каминная решетка, которые создавались для Екатерины Великой.

Живописный и Скульптурный кабинеты

У княгини Марии Федоровны были весьма творческие увлечения, специально для которых во дворце были отведены целые залы. Так здесь появилось отдельное помещение для занятия живописью, и отдельное — для скульптуры. В последнем Мария занималась лепкой и резьбой по кости.


В Живописном кабинете хранятся картины тех эпох, интерьерные медальоны, мебель и декор. Так, здесь можно увидеть своими глазами дизайнерское чудо императорских времен: светильник-миракль из перламутра.

В Скульптурном зале хранится стол-жардиньерка с расписными цветами, который создавался на закате правления Екатерины Великой. А еще здесь можно увидеть искусную копию «Мадонны с Младенцем», которая была написана в первой половине XVII века.

Стасовская лестница

Эта лестница ведет к Дворцовой церкви. Спуститься по ней смогли лишь в середине XIX века, когда лестница была достроена. Три полотна, украшающих стены зала, висели здесь изначально. Это те самые оригиналы, которые в военное время были вывезены, затем найдены и возвращены на свое место. Четвертое полотно найти не удалось, поэтому его восстанавливали реставраторы.

Иногда в список залов Екатерининского дворца в Царском селе включают Зубовский флигель, т.е. пристройку в правом крыле. Сегодня на первом этаже флигеля проводятся временные выставки.

Читайте также: