Большой Тронный (Георгиевский) зал Эрмитажа

Перед человеком, переступившим порог Большого Тронного зала Эрмитажа, открывается монументальный архитектурный образ: ряд белых мраморных колонн ведет к пурпурной тронной группе, которую венчает барельеф с изображением святого Георгия Победоносца. Кажется, в зале, где все напоминает об имперском прошлом России, во все времена бережно охранялось художественное наследие и символы власти. Однако так было не всегда, и история Георгиевского зала Эрмитажа более драматична.

Большой Тронный зал в Эрмитаже традиционно был местом проведения главных церемоний, отмечавших важнейшие события политической истории Российской империи. Здесь провозглашались манифесты, проходили балы и принимались послы из иностранных государств.

Содержание статьи


История строительства Георгиевского зала

Первый проект Большого Тронного (или Георгиевского) зала в зимнем дворце был предложен Елизавете Петровне зодчим Ф.-Б. Растрелли. Архитектор хотел создать роскошный интерьер в стиле барокко. Однако замыслу великого зодчего не суждено было воплотиться в жизнь. Петр III и Екатерина II, сменившие на императорском троне Елизавету Петровну, начали переделку по своему замыслу в еще не оконченной резиденции. В 1760-е годы на смену архитектурному стилю барокко пришел классицизм. Роскошь и размах барочных интерьеров сменило величие простоты, совершенство пропорций и гармония.
В 1770-е годы на повестке дня стоял вопрос о расположении главного парадного зала Зимнего дворца. Дело в том, что в помещении, предназначенном для барочного интерьера, Екатерина II решила расположить покои своего старшего внука — будущего императора Александра I. Зодчий Ю.М. Фельтен предложил императрице проект весьма сдержанного парадного зала в «Белой галерее». Однако монотонный интерьер не удовлетворил художественные вкусы императрицы. Галерею решили декорировать цветным натуральным мрамором и отечественными самоцветами. Так развернулись масштабные работы по изготовлению мраморных деталей для нового парадного зала.

Большой Тронный зал

Однако вопрос о расположении Тронного зала главной императорской резиденции окончательно разрешился лишь спустя 10 лет. Итальянский архитектор Д. Кваренги построил для него отдельный корпус, примыкающий к восточному фасаду Зимнего дворца. На площади около 800 квадратных метров зодчий создал торжественный интерьер с колоннами, отделкой из натурального мрамора различных оттенков, позолоченными деталями и аллегорическими статуями.

Пожар в Зимнем дворце

В созданном Кваренги Георгиевском зале прошло немало торжеств и церемоний. Однако интерьеру было суждено просуществовать чуть более сорока лет: в 1837 году он полностью погиб в огне. Парадные залы Зимнего дворца восстанавливали после пожара. Николай I распорядился облицевать стены Большого Тронного зала белым каррарским мрамором. Восстановительными работами в то время руководил В.П. Стасов.

Одной из важнейших задач при восстановлении дворца после страшного происшествия было обеспечение противопожарной безопасности. Так как причиной стремительного распространения огня были деревянные перекрытия, после пожара в Георгиевском зале возвели подвесной металлический потолок. Однако в 1841 году Большой Тронный зал пережил новое трагическое событие. Около полуночи в помещении обрушился тяжелый потолок. В результате аварии также пострадали верхние части стен, люстры и паркет.

К.А. Ухтомский, акварель, 1862 год

После обвала потолка ведущие инженеры усовершенствовали металлическую конструкцию, а архитекторы сделали Георгиевский зал еще более монументальным, чем он был до пожара. Сочетание белых мраморных стен и золотых декоративных элементов, пурпурных тканей тронного места и сложного рисунка паркета, выполненного из 16 пород дерева, даже в то время производили сильное впечатление на гостей. Важным акцентом зала стал мраморный барельеф с изображением святого Георгия Победоносца. А многократно повторяющаяся фигура двуглавого орла подчеркивала особое значение Тронного зала среди других помещений Зимнего дворца.

В.В. Поляков, «Прием в Георгиевском зале Зимнего дворца по случаю открытия Первой Государственной думы 27 апреля 1906 года»

Георгиевский зал в годы Революции

Георгиевский зал был обречен утратить свою роль уже с первого дня Октябрьской революции, когда здесь были уничтожены все символы императорской власти. К 1924 году пространство зала стали использовать как экспозиционное: здесь открыли выставку оружия XV–XVII веков, а позже развернули экспозицию работ из поделочных камней. После Великой Отечественной войны в Эрмитаж передали карту «Индустрия социализма», выполненную в технике мозаики из русских самоцветов. Произведение площадью 26,6 метров, созданное для Всемирной выставки в Париже, заняло место тронного ансамбля.

Реставрация Большого Тронного зала

В 1980-е годы в Георгиевском зале Эрмитажа снова начались реставрационные работы. Помещению вернули его прежний вид. Мозаичную карту демонтировали и передали в музей Центрального геологоразведочного института. А на ее месте воссоздали тронный ансамбль, утраченный в годы Революции. Так Большой Тронный зал в Эрмитаже начал обретать прежний смысловой, архитектурно-декоративный и образный фокус.
Во времена Российской империи в Георгиевском зале проходили главные дворцовые церемонии. История хранит и воспоминания о страшных катастрофах, из-за которых утрачены роскошные интерьеры Тронного зала. А также попытки уничтожить символику императорской власти в XX веке. Тем не менее, пройдя сквозь череду испытаний, одно из самых торжественных помещений Эрмитажа сегодня предстает перед нами в своем прежнем великолепии.

Читайте также: