Большой Тронный зал Екатерининского дворца — зал для торжественных приемов, балов и ужинов, где в свое время кружили танцы самые высокопоставленные чины Российской империи и приглашенные в Царское село из-за рубежа. Тогда его называли Светлым залом. Все пышные действа проводились под сводом плафона «Триумф России», площадь которого составляет 800 квадратных метров! И вся эта красота, окутанная золотой воздушной настенной лепкой в солнечном свете, дошла и до наших дней.
Это потолочная масляная роспись в виде сюжетной картины с полноценным 3D-эффектом, ничуть не хуже современного, раскинувшаяся на всю площадь зала. А это ни много ни мало 800 квадратных метров! Примерно столько же занимают 2-3 стандартных школьных спортивных зала. И все это было расписано вручную.
Автором картины стал итальянской живописец Джузеппе Валериани. А в помощь ему были привлечены местные художники: братья Фирсовы и Бельские, а также Г. Козлов и Б. Суходольский. Картина на потолке Большого зала Екатерининского дворца составлена из трех сюжетов: Мир, Россия и Победа. Подробнее о каждом написали ниже.
Аллегория Мира
На потолочном сюжете, который ближе всего к Парадной лестнице, изображены ангелы, мирные жители античного мира и воины. Ангелы подлетают к войску с белым флагом, прося о мире. В центре картины расположен вензель Елизаветы Петровны: «EI». Самая заметная женская фигура рядом с ним — это Россия. Перед ней женщина подносит великой державе Рог Изобилия. А справа в районе корабля Валериани поместил павлина и оленя — символов удачи, величия и гордости.
Композиция нарисована на ложном потолке, то есть часть настоящего потолка в зале зарисована 3D-колоннами, ведущими к небесному своду. Кажется, словно потолок Большого зала в действительности на 2-3 метра еще выше.
Часть потолка Большого зала, Аллегория Мира
Аллегория России
Это центральная аллегория в композиции свода. И здесь встречается вензель Елизаветы, но уже на дорисованном своде. А в самом картинном сюжете изображена безмятежность. Несколько маленьких ангелов в компании людей в античных одеждах проживают момент. Здесь снова встречается Рог Изобилия, олень, обилие цветов. Одна из женщин играет на арфе, другая — делает записи в книге, третья — рисует. Это о культурном величии империи.
Часть потолка Большого зала, Аллегория России
Аллегория Победы
Эта часть сюжета соседствует с Антикамерами. Тот же небесный свод, к которому возвышаются нарисованные колонны. Здесь Валериани внес новый цвет — зеленый. Цвет жизни. На картине изображены военные колесницы, которые уже закончили свою битву. Ангелы срывают пальмовую ветвь и собираются ее отнести России. Ветка пальмы в христианстве — символ триумфа, победы.
Часть потолка Большого зала, Аллегория Победы
Стены зала
Стены Большого Тронного зала усеяны высокими окнами с обеих сторон, поэтому сюда всегда попадает солнечный свет: и на закате, и на рассвете. А в вечернее время здесь предусмотрены свечи, коих насчитывают 696. Чтобы усилить эффект от их свечения, в зале предусмотрены огромные зеркала.
Плоскость стен покрыта воздушной оплёткой из золотистых вензелей. Ее изготовили по эскизам Растрелли русские резчики.
Стены большого зала с зажженными свечами
История зала
В военные годы дворец сильно пострадал. Досталось и Большому Тронному залу Екатерининского дворца: в него попал снаряд. Из-за этого часть стен и потолка осыпались, а вместе с ними и искусно созданная лепка и плафон. Но этот плафон все-таки дожил до наших дней в нетронутом состоянии. Оказывается, что во время войны его здесь не было…
В свое время зал удивлял гостей отсутствием каких-либо колонн и перекрытий при такой-то большой площади. И в конце XVIII века случилось то, что должно было случиться: от сильных нагрузок зал начал сыпаться и требовать срочного ремонта. Так, свод, расписанный Валериани, буквально сняли и увезли в другое место. В итоге он оказался в Михайловском дворце, где проживал Павел Петрович. Плафоны пришлись ему по душе, чего не сказать о Екатерининском дворце. Поэтому после смерти Екатерины, которая случилась примерно в то же время, он не переехал в парадную резиденцию Романовых. Так аллегории оказались на потолке Михайловского дворца, а некогда дополнявшие его инициалы Елизаветы закрасили, написав на их месте «ПП» (Павел Петрович).
Большой зал
По счастливой случайности эта история спасла невероятное чудо искусства. Правда, это касается лишь крайних аллегорий: Мира и Победы. «Россию» же дорисовывали позднее, когда вернули небесный свод на свое первоначальное место. Поговаривают, что столь сложных реставрационных и восстановительных работ мир еще не видел.