Рыцарский зал Эрмитажа: самый посещаемый зал музея
Средневековое рыцарство окутано пеленой тайн и романтических легенд. В Рыцарском зале Нового Эрмитажа оживает образ благородного рыцаря в доспехах, способного на подвиги ради своего государя, отечества, веры, чести и прекрасной дамы.
Основой богатейшей коллекции оружия и доспехов Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов, стало личное собрание Николая I. Российский правитель увлекался историей рыцарства, читал романы Вальтера Скотта, устраивал карнавалы в средневековом стиле и даже проводил настоящие рыцарские турниры.
Средневековые доспехи в Рыцарском зале Эрмитажа
Первую трофейную турецкую саблю Николаю Павловичу подарили в 13 лет. С тех пор император стал гореть идеей собрать собственную уникальную коллекцию оружия и рыцарских доспехов.
Николай I приобретал ценные экземпляры во время зарубежных поездок, а экспонаты с европейских аукционов привозили его личные представители. Неслучайно государя называли последним рыцарем Европы. Собрание императора хранилось в Царскосельском Арсенале и к концу его жизни составляло около 5 тысяч экземпляров. Позднее эту коллекцию дополнили Александр II и Александр III. В середине 1880-х годов это крупное собрание перенесли в императорский Эрмитаж.
Коллекция оружия и доспехов
В Рыцарском зале Эрмитажа хранится богатейшая музейная коллекция оружия и доспехов. Среди них предметы парадного, турнирного и охотничьего вооружения XV–XVII веков, рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. Экспонаты в свое время были изготовлены знаменитыми оружейниками в лучших европейских мастерских.
Рыцари в сверкающих доспехах
В витринах выставочного зала представлено множество художественно и исторически значимых памятников оружейного искусства, но самым посещаемым в Эрмитаже Рыцарский зал стал благодаря одному особому экспонаты. Это конная группа с закованными в доспехи всадниками. Именно здесь чаще всего посетители делают фотографии.
Воины держат в руках мечи — главное оружие конных рыцарей. В давние времена такими мечами на полном скаку они атаковали противника, вонзая острия в незащищенные броней части тела. Чтобы защитить воинов от скользящих ударов и стрел, европейские оружейники трудились над созданием доспехов с крупными металлическими пластинами, закрывающими всю поверхность тела рыцаря. Задача создать максимальную защиту воина была главной для мастеров.
Только представьте себе! Комплект боевых доспехов в среднем весил от 20 до 25 килограммов. Благодаря тому, что изделия часто создавались индивидуально для каждого воина, их вес равномерно распределялся по телу. Тем не менее длительное ношение доспеха было непростой задачей, особенно в жару, и требовало хорошей физической подготовки. Каждый рыцарь знал, что снимая с себя снаряжение, даже частично, он рисковал своей жизнью.
Средневековые доспехи в Рыцарском зале Эрмитажа
Хорошо подобранные доспехи позволяли рыцарю совершать необходимые в бою движения, однако стоили очень дорого. Порой на сумму, которую мастера просили за изготовление индивидуального доспеха, можно было жить целый год.
Чтобы стать мастером-оружейником в Центральной или Северной Европе, нужно было отработать как минимум четыре года на позиции ученика, столько же в роли подмастерья, а затем представить на суд учителям доспехи своего производства. В Германии большое влияние на оружейную сферу оказывали гильдии ремесленников, которые регулировали число мастеров и подмастерьев в каждой мастерской, следили за продвижением их карьеры и проверяли качество выпускаемой ими продукции. По мере становления абсолютизма при дворе стали появляться крупные дворцовые мастерские. Здесь создавали защитную броню не только для короля, но и для воинов королевской армии, а также частных лиц.
Для коней, верных товарищей рыцарей на полях сражений, ковали отдельные доспехи из металлических пластин, кожи, простеганной ткани или кольчуги. Шанфрон защищал морду лошади, пейтраль — грудь, критнет — шею, фланшард — бока, а круппер — круп (заднюю часть корпуса лошади от середины спины до хвоста). Конские доспехи весили от 30 до 45 килограммов.
Щит Генриха II
Среди уникальных экспонатов, представленных в рыцарском зале Эрмитажа, — щит Генриха II. На окружности щита можно разглядеть буквенные знаки «H» и «D», которые обозначают имя короля Франции и его влиятельной фаворитки Дианы де Пуатье. Изображения на средневековых рыцарских щитах имели не только эстетическое, но и утилитарное значение. Дело в том, что тогда доспехи мало отчислялись друг от друга. А щит позволял рыцарю выделиться из войска, стать заметным даже в разгар битвы.
Рыцарский зал в Эрмитаже полон духа средневековой эпохи. Разглядывая сквозь стекло витрин щиты и шлемы из прошлых эпох, стальные клинки и другое оружие, посетитель невольно задумывается о том, какой храбростью и силой духа обладал настоящий рыцарь, сталкивающийся с противником лицом к лицу и одерживающий победу на полях сражений.