Залы Эрмитажа

Что такое Эрмитаж? Это не просто музей. Его ассоциируют со всей роскошью императорских времен и величием Российского государства. Это хранилище знаменитых картин и скульптур, старинной дворцовой обстановки и несметных царских сокровищ, удивительных древностей и образцов современного искусства.

Содержание статьи


Сколько залов в Эрмитаже?

Экспозиции музея размещены в прекрасных дворцовых интерьерах, которые сами по себе являются великим творением и представляют особую ценность. Так сколько залов в Эрмитаже? Их количество меняется в результате реконструкции: их более 360.

И они находятся не только в Зимнем Дворце. Здание Малого Эрмитажа, более сдержанное по оформлению, построено по желанию Екатерины II. Туда ведет навесная галерея, а оттуда можно перейти в Большой Эрмитаж, который продолжает линию дворцов набережной. Снаружи он смотрится достаточно просто, но его внутренняя обстановка далека от скромности. Эрмитажный театр тоже входит в музейный комплекс. В свое время его предназначением был досуг монаршей семьи и ее приближенных. Что касается Нового Эрмитажа, то он тянется вдоль улицы Миллионной. Его балкон поддерживают потрясающие своими размерами статуи атлантов.
Часть интерьеров Зимнего дворца сгорела в пожаре 1837 года, но благодаря усилиям мастеров 19-го века, их удалось частично восстановить. Некоторые помещения пострадали во время революции 1917 года, и до сих пор не все из них были отреставрированы. Например, один из залов — Малая церковь — вновь открылся для посетителей лишь в 2021 году.

Самостоятельно бродить по залам Эрмитажа можно бесконечно, но осматривая его шедевры вместе с аудиогидом, вы еще и узнаете об увиденном.

Список самых интересных залов в Зимнем Дворце Эрмитажа

Иорданская лестница

Наверное, каждый гость Эрмитажа мечтает первым делом подняться по ступеням этой лестницы, ведущей к торжественным залам. Она сама по себе является одним из самых красивых элементов интерьера музея благодаря своей отделке из белого мрамора с золотым декором, скульптурам, колоннам из серого мрамора и живописному плафону работы итальянского художника Дициани. Когда-то по ней поднимались императоры и знатные особы, прибывшие во дворец.

Иорданская лестница в северо-восточной части Зимнего дворца

Фельдмаршальский зал

И вот вы попадаете в парадную анфиладу залов. Проект первого из них создал гений архитектуры Монферран. На стенах размещены портреты великих русских военачальников: Суворова, Кутузова и других.

Василий Семенович Садовников, «Виды залов Зимнего дворца. Большой Фельдмаршальский зал», акварель

Малый тронный зал

Он также называется Петровским. Чтобы подчеркнуть высокий статус, стены его обиты красным бархатом, а в полукруглой нише стоит позолоченный трон Петра I.

Гербовый зал

Убранство зала включает позолоченные колонны и массивные люстры, а также гербы губерний и балконы с балюстрадой. Он предназначался для торжественных царских приемов и балов.

Военная галерея

В зале вытянутой формы представлены портреты героев войны 1812 года, генералов и фельдмаршалов, а также императора Александра I, королей Австрии и Пруссии.

Большой тронный зал

Также носит название Георгиевского, поэтому над троном вы увидите барельеф, посвященный Георгию Победоносцу. Посетители зала ступают по удивительной красоты наборному паркету из 16 пород дерева.

Здесь восседали императоры на торжественных приемах в Тронном зале

Большая церковь

После реставрации в 2012-2014 годах храм, находящийся внутри Эрмитажа, открылся как выставочный зал. Спроектированный архитектором Растрелли, он является воплощением вычурного стиля рококо: стены и своды купола щедро покрыты золоченой лепниной с растительными узорами и херувимами.

Александровский зал

Воздушная архитектура в голубых и белых тонах представляет собой сочетание готического и классического направлений. Память императора Александра I увековечена в барельефе с его портретом. Тут перед вами предстает коллекция серебряной посуды из Европы.

Аванзал

Еще одна анфилада парадных залов Эрмитажа идет вдоль фасада, выходящего окнами на Дворцовую набережную. Сначала вы попадете в зал, чей внешний вид сильно изменился за всю историю существования. Он создан архитектором Кваренги в конце XVIII века, а после пожара восстал из пепла стараниями талантливого архитектора Василия Стасова. Местная ротонда с малахитовыми колоннами, родом из Франции, появилась в 50-х годах XX века.

Аванзал, К.А.Ухтомский

Николаевский зал

Свое название он получил в честь императора Николая I, чей парадный портрет сразу же встретит вас на входе. Сверкающие люстры и колонны с греческими капителями составляют изысканный ансамбль с праздничным орнаментом паркета.

Концертный зал

Белоснежный зал в классическом стиле со статуями древнегреческих муз был тоже предназначен для торжественных мероприятий. Сегодня здесь хранится гробница Александра Невского, выполненная из серебра.

Концертный зал на картине К.А. Ухтомского

Малахитовая гостиная

Здесь принимала гостей императрица Александра Федоровна, поэтому в здешней обстановке можно увидеть старинные диваны и кресла. Благородный цвет малахитовых колонн, ваз и столика подчеркивают позолоченные элементы. Малахитовый зал оформлен по проекту Александра Брюллова, а роспись на стене принадлежит итальянскому художнику Антонио Виги.

Малахитовый зал на картине К.А. Ухтомского

Белый зал

К свадьбе Александра II Брюллов создал изящный по композиции и оформлению зал, где белый цвет стен и высоких сводчатых потолков оттенен золотом люстр и серым мрамором камина. Сейчас здесь выставлено французское искусство XVIII века.

Золотая гостиная

Роскошная комната принадлежала императрице Марии Александровне, как и другие, расположенные в этом крыле. Она сияет так, что глазам больно — золотой орнамент на стенах и сводах, золотые люстры и позолоченные двери.

Эдуард Гау, Золотая гостиная, 1868 год, акварель, белила, лак

Будуар Марии Александровны

В этой комнате царит стиль рококо: щедро декорированные золотыми листьями и цветами потолки, темно-красный шелк и изысканная мебель. По замыслу Брюллова зал должны были окрасить в синий цвет, но супруга Александра II выбрала вариант поярче.

Эдуард Гау «Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем Дворце», 1861 год, акварель

Портретная галерея дома Романовых

Чтобы узнать, как выглядели обитавшие в Зимнем дворце представители царской династии, отправляйтесь в эту длинную галерею. С парадных портретов на нас взирают цари и царицы в пышных нарядах прежних эпох.

Ротонда

тот зал отличается круглой формой и окулусом, проемом в куполе, а автором этого необычного проекта является Монферран. Под куполом устроена галерея, которая опирается на колонны. Через Ротонду из общих помещений дворца можно было перейти в личные покои императорской семьи. Сейчас в них размещается выставка, посвященная русской культуре — от Древней Руси до XIX века. Не все интерьеры полностью сохранились, но посетители могут увидеть основные предметы мебели и быта гостиных, кабинетов и будуаров.

Библиотека Николая II

Нынешняя обстановка библиотеки в готическом стиле была создана архитектором Красовским в конце XIX века. Резные шкафы для книг и чудесный камин придают комнате особое обаяние.

Малый Эрмитаж

Павильонный зал

Один из самых популярных залов Эрмитажа, куда стремятся попасть все посетители — это Павильонный зал с волшебными часами, где механический павлин раскрывает хвост, петушок кукарекает, а сова двигается. Правда, заводят часы только раз в неделю — по средам в 7 часов вечера. Часы разработаны английским мастером и собраны уже на месте русским изобретателем Иваном Кулибиным. Зал примечателен своими высокими арками в мавританском стиле, мозаичными столиками и мраморными фонтанами слез, где вода с тихим журчанием стекает вниз из одной чаши в другую. А высокие окна открывают вид на Висячий сад.

Павильонный зал

Аполлонов зал

По сути это переходный зал из одного здания Эрмитажа в другое. Построил его Кваренги, и раньше тут стояла статуя Аполлона. Сейчас же остались входы в виде классических портиков и сложносочиненные узоры паркета.

Романовская и Петровская галереи

Два светлых пассажа тянутся по обеим сторонам Малого Эрмитажа. В них представлена коллекция западноевропейского искусства от Средневековья до XVIII века. Помимо картин здесь рассматривают статуэтки, вазы, ларцы и старинные шпалеры.

Большой Эрмитаж

Советская лестница

Свое название она получила еще в 19-м веке, так как в здании заседал Государственный совет. Архитектор Штакеншнейдер сделал ее светлой, украсил ажурными перилами и античными скульптурами.

Зал Леонардо да Винчи

Выходящая окнами на Неву череда небольших залов Невской анфилады познакомит с итальянской живописью эпохи Возрождения. Сначала идут ранние изображения Распятия, Мадонны с младенцем и святых. И наконец, вы попадаете в зал, где можно насладиться сразу двумя полотнами да Винчи, посвященными Богородице: пронизанная бесконечной нежностью Мадонна Литта, которая кормит младенца Иисуса, и более ранняя работа — воздушная Мадонна Бенуа с цветком.

Зал Тициана

В Надворной анфиладе собраны лучшие венецианские художники XV-XVI веков, но самым знаменитым из них является, безусловно, Тициан. Его шедевры «Даная» и «Кающаяся Мария Магдалина» влекут сюда ценителей искусства со всех уголков планеты.

Новый Эрмитаж

Лоджии Рафаэля

По приказу царицы Екатерины II в Новом Эрмитаже был создан аналог галереи в Ватикане, славящейся фресками по эскизам Рафаэля. Для Эрмитажа они были скопированы и повторены на стенах и сводах лоджий, окна которых смотрят на Зимнюю канавку.

Потолок в лоджиях Рафаэля

Зал Рафаэля

Подлинники гениального Рафаэля Санти XVI века находятся в соседнем зале: относящаяся к юношескому периоду творчества Мадонна Конестабиле и зрелая работа «Святое семейство».

Большой и Малый итальянские просветы

Эти залы не имеют окон, зато дневной свет попадает в них через стеклянные потолки. В них выставлено множество картин итальянских художников, среди которых Тинторетто и Веронезе, Гварди и Тьеполо, причем есть достаточно пространства для больших работ. Дополняют местный антураж каменные вазы, торшеры и статуи.

Испанский просвет

Такую же конструкцию имеет и зал, посвященный испанскому искусству: прозрачные потолочные перекрытия впускают солнце, лучи которого падают на творения Веласкеса и Мурильо.

Рыцарский зал

Если вас увлекает история оружия, то тут вы сможете проследить путь его развития от доспехов XV века до огнестрельного. Конечно же, в Эрмитаже собраны художественные образцы европейских мастеров. Подробнее о Рыцарском зале читайте здесь.

Экспозиция Рыцарского зала

Зал Рубенса

Фламандский живописец, чью манеру не перепутать ни с кем, на протяжении своего творческого пути писал полотна в самых разных жанрах, при этом менялся его подход к изображению человека. Поэтому размещенные в зале известнейшие картины «Вакх» и «Снятие с креста» столь непохожи между собой.

Зал Рембрандта

Таинственные полотна гениального голландского художника, с их многослойностью и «театральным» освещением, — это расцвет золотого века европейского искусства. Особая глубина и мастерство достигнуты в легендарном «Возвращении блудного сына».
На этом список залов Эрмитажа не заканчивается. Экскурсию можно продолжить на первом этаже музея, а затем на третьем.

Залы первого этажа

Оказавшись на первом этаже Эрмитажа, вы перенесетесь в глубокую древность. Начиная с эпох палеолита и неолита, вы проследуете сквозь культуры кочевых племен и скифов, Средней Азии и Кавказа, Золотой Орды и древнего Ближнего Востока.

Зал Древнего Египта

При мысли, что некоторым экспонатам зала около 4-х тысяч лет, просто мурашки по коже. Здесь вы столкнетесь с мумиями, саркофагами фараонов и другими культовыми артефактами. Захватывает дух и от внушительной коллекций монет и папирусов, изготовленных до нашей эры. До нас дошли и прекрасные статуи царицы Клеопатры, фараона Аменемхета и богини войны Мут-Сохмет. Об этом зале написали отдельный обзор здесь.

Экспонат зала Древнего Египта

Зал Юпитера

К нашему тысячелетию относится искусство Древнего Рима, которое сохранилось, в основном, в виде мраморных скульптур императоров и богов, например, Эрота и Афродиты. Зал Юпитера и смежные залы оформлены в античных традициях: мрамором и колоннами.

Зал Афины

Классическая Древняя Греция — это тоже статуи, расписные вазы и другие сосуды, найденные при раскопках и датируемые примерно 5-м веком до н.э. Традиционно изображения посвящены мифическому герою Гераклу, мыслителю Сократу и оратору Демосфену.

Залы третьего этажа

Третий этаж Зимнего дворца до революции был отведен под Фрейлинские комнаты, а затем под служебные помещения. После Великой Отечественной войны и до недавнего времени он был местом паломничества любителей импрессионизма, постимпрессионизма и французской живописи. Однако в 2014 году экспозиция переехала в Здание Главного штаба. После реставрации эти небольшие современные залы радуют новой выставкой европейского и азиатского искусства из нескончаемых запасников Эрмитажа. Большинство залов в этой части Эрмитажа не носят определенных названий, а посвящены нескольким разделам.

Европейская живопись

Наконец появился доступ ко многим полотнам известных художников XVII-XVIII веков из Италии, Германии, Франции, которые теперь можно увидеть на постоянной выставке. В это собрание вошли разные жанры: пейзажи, портреты, натюрморты. Работы принадлежат кисти Рубенса, Белотто, Джордано и других именитых живописцев.

Китай

Из этой страны к нам приехали нефритовые безделушки, картины, написанные тушью на шелке, и необычная мебель из древесных корней, сохранившая их формы. А из монастыря «Пещеры 1000 будд» — скульптуры и росписи, посвященные Будде.

Центральная Азия

От древних уйгуров из города Турфан пришли росписи буддийского монастыря. Коллекция из Тибета, состоящая в основном из бронзовых статуэток, появилась в Эрмитаже благодаря камергеру Николая II Эсперу Ухтомскому.

Индия

Индийская культура является одной из древнейших на земле. Здесь можно увидеть искусно изготовленное оружие разных ее эпох, необычную скульптуру и портретные миниатюры правителей Индии.

Япония

Все, чем славится страна восходящего солнца, представлено в этой экспозиции. Принадлежности для чайной церемонии, оружие самураев, маски и костюмы из театра «кабуки», гравюры японских мастеров.

Византия

Византийская культура тесно связана с православием: в залах Эрмитажа есть возможность сравнить иконопись с горы Афон и русскую школу. А также ознакомиться с утонченной резьбой по камню — глиптикой.
Все залы Эрмитажа непросто перечислить, не то что подробно описать. Если вы желаете узнать больше и глубже понять скрытое за внешним блеском интерьеров и экспонатов, наш аудиогид вам в этом поможет. Музей Эрмитаж — неиссякаемый источник культурных впечатлений и открытий, великое достояние Санкт-Петербурга и России.

Читайте также: